3 марта 2017 5704 Александр Гаврик
Я неоднократно отмечал ранее, что публика в Китае изменится и перемены произойдут в лучшую сторону. Оглянитесь — среди нас стало значительно больше профессионалов. Я стал намного чаще встречать людей, одержимых идеями, а не тех, кто приехал за легкой наживой или просто устроиться на работу. Наблюдается явная тенденция перехода от количественного к качественному, что не может не радовать.
Кто-то посчитает это началом конца и, в общем-то, будет прав, так как от старого доброго Китая не остается и следа, а плохо это или хорошо— нужно спрашивать у стремительно растущего среднего класса, численность которого, по авторитетным прогнозам, вскоре будет превышать 30% населения страны. Для сравнения, в США он составляет около 50%, а в России этот показатель ниже 20% и продолжает падать.
Прослеживается некоторая интересная тенденция трансформации российских «консалтинговых компаний», если их можно так назвать. На самом деле, я на пальцах одной руки могу пересчитать игроков, которые реально понимают нюансы юридическо-правовой системы Китая и по праву могут называться именно Консалтинговыми компаниями. Большие объемы откровенной лжи за шторками многочисленных веб-сайтов подталкивают к проведению масштабной операции по чистке среди подобных фирм, но тут спасибо кризису — он делает эту работу за нас.
Так вот, если еще вчера под соусом консалтинга продавались посреднические услуги по поиску, контролю качества и организации поставки товаров в Россию, то сегодня те, кто остался, неожиданно превратились в импортеров и дистрибуторов российских товаров. Вроде как бы мостик все тот же, а направление поменялось. В общем, все, кому нужна валютная выручка — отправляйте свои контейнера с товаром в Китай и произойдет чудо! Соцсети и блогосфера льют информацию о привлекательности китайского рынка, о том, как Китай с нетерпением ждет экологичный и качественный российский продукт. Что по факту и, к моему сожалению, идет в разрез с текущими реалиями. При этом те дилетанты, которые декларируют свои исключительные возможности в управлении каналами дистрибуции и организации импорта, уже успели сесть в лужу, выбросив на рынок массу товара по неприлично бросовым ценам, лишь бы получить хоть что-то за свой неликвид и товар с подходящими к концу сроками годности. Только вот подобными действиями эти участившиеся попытки «захвата» китайского рынка ставят под большой вопрос перспективу развития направления для тех, кто избрал более стабильную и долгосрочную стратегию роста. Отмечу, что таких компаний я вижу единицы. Оказалось, этот рыночный сектор намного сложнее привычного купи-продай и требует глубокого понимания маркетинга, специфики рынка и немалых бюджетов, к чему были готовы далеко не все.
Пытаясь анализировать ситуацию, я все же не всегда могу понять, чем же все-таки руководствуются там, на той стороне границы, выбирая столь рискованные и ненадежные схемы. Ведь подобные действия не только не будут способствовать популяризации российских товаров, но могут привнести еще больше негатива и свести на нет попытки производителей закрепиться на этом уникальном рынке.
Резюмируя, хочется предостеречь производителей от бесконтрольных попыток вывода своих товаров к потребителю. Китайский рынок обладает огромным потенциалом и рецепт тут один: правильная и выверенная стратегия, соответствующий товару маркетинговый бюджет, надежные партнеры и четкий контроль!