Что мы знаем о Шанхайской зоне свободной торговли?

8 Декабря 2014 2028 Артем Жданов

Более года назад в Шанхае была открыта зона свободной торговли (ЗСТ — China (Shanghai) Free Trade Zone, FTZ). Ее открыли 29 сентября 2013 года. Многие эксперты и СМИ спустя год начинают подводить итоги и делать выводы о том, что это все-таки такое и как это работает. Давайте разберемся и мы.

Шанхайская ЗСТ — это масштабный эксперимент китайского правительства по либерализации некоторых секторов экономики, которые прежде были закрыты для иностранных компаний. На площади почти в 29 кв. км был ослаблен государственный контроль, начиная с процентных ставок и заканчивая разрешением на иностранные инвестиции. ЗСТ состоит из зоны свободной торговли Вайгаоцяо (Waigaoqiao), таможенного логистического парка Вайгаоцяо, беспошлинных зон порта Яншань (Yangshan) и международного аэропорта Пудун (Pudong).

«Шанхайская зона свободной торговли сделала огромный прорыв в таких областях, как реформа административного управления и менеджмента зарубежных инвестиций. Созданный здесь юаневый офшор служит дальнейшей интернационализации китайской валюты», — заявил Министр коммерции КНР Гао Хучэн.

О ценах на аренду в этой зоне и связанных с ней спекуляциях, я писал в статье об аренде офиса в Шанхае. Сегодня же мы поговорим о том, как она функционирует и насколько эффективна.

Изображения: Bloomberg, Reuters

Особенности Шанхайской ЗСТ

Идея изначально хорошая и правильная: опробовать в этой зоне то, что потом можно расширить на другие регионы и даже на страну в целом, в том числе — свободно конвертируемый юань.

В Шанхайской ЗСТ выделено 12 отраслей, на которых будет сосредоточено особое внимание:

  • банковские и финансовые услуги;
  • исследование кредитоспособности и аудит;
  • дополнительные виды обслуживания в телекоммуникациях;
  • транспортировка и логистика;
  • строительство;
  • образование;
  • медицинское обслуживание;
  • юридические услуги;
  • туризм;
  • страхование;
  • HR;
  • игровые консоли.

Для компаний в ЗСТ отменены требования к размеру минимального уставного капитала. В остальном Китае — это 30 тысяч юаней для компаний с ограниченной ответственностью, 100 тысяч юаней для компаний с единственными участником и 5 млн юаней для акционерных компаний. Кроме того, в ЗСТ не действует обязательное требование об оплате иностранным инвестором 15% уставного капитала в течение первых трех месяцев и 100% капитала в течение первых двух лет существования компании.

Более 12 тысяч компаний было зарегистрировано в ЗСТ по состоянию на ноябрь 2014 года, не более 14% являются предприятиями с иностранным капиталом. Почем так мало? Идем дальше.

Шанхайская ЗСТ за первый год работы не оправдала ожиданий

Именно с таким подзаголовком вышла недавняя статья в Financial Times. В ней говорится, что несмотря на шумиху вокруг открытия Шанхайской ЗСТ с большой либерализацией по сравнению с остальной КНР, смелых шагов в этом отношении так и не было сделано.

Например, стандартная ставка корпоративного налога для ЗСТ осталась на прежнем уровне — 25%, так что в налоговом смысле зона не является офшорной. Радует в этом плане только возможность отсрочки выплаты налогов и некоторые другие налоговые льготы. Например, производственные предприятия, созданные в ЗСТ, будут освобождены от импортных пошлин при ввозе производственного оборудования. Однако все это не есть принципиально новые и смелые финансовые реформы, которых все так ждали. Подобное уже было или есть в различных специальных экономических зонах Китая.

Кроме того, многие области по-прежнему остались закрыты или сильно ограничены для иностранных инвестиций. По сути до сих пор немногие понимают, как извлечь выгоду из Шанхайской СЭЗ и постепенно к ней присматриваются. Но объявленные китайским правительством смелый экономический эксперимент пока не удалось увидеть. Кажется, и сам Пекин не до конца понимает, как дальше двигаться и что же из этого выйдет. Даже премьер-министр Госсовета КНР, второй человек в Китае, Ли Кэцян, осенью посетивший ЗСТ, выразил свое недовольство по поводу медленных темпов развития реформ в ней. Он отметил, что множественные правительственные ограничения не должны тормозить иностранные компании в Китае на старте их развития. Сказано верно, но кто знает, когда его слова воплотятся в жизнь. Однако пока рано делать какие-то окончательные выводы.

← Вернуться к списку


Похожие записи