4 декабря 2014 17123 Артем Жданов
«Одно из достижений, которым китайцы вправе гордиться, это создание особых экономических зон. Вот восточное побережье Китая — это сплошные экономические зоны», — отмечал в свое время советский и российский дипломат, посол России в Китае Игорь Рогачев.
Действительно, специальные (они же особые и свободные) экономические зоны (СЭЗ, 经济特区) в КНР стали одной из ключевых составляющей «китайского экономического чуда».
Особая экономическая зона (ОЭЗ) — ограниченная территория в регионах с особым юридическим статусом по отношению к остальной территории и льготными экономическими условиями для национальных или иностранных предпринимателей. Такое определение дает ОЭЗ Википедия. Цель создания таких зон — решение стратегических задач страны или отдельных регионов.
Китайские СЭЗ ставят в пример, как одни из самых эффективных в мире. А началось все с Всекитайского Собрания Народных Представителей в августе 1980 года, когда постановлением Постоянного комитета ВСНП были созданы три из пяти ныне существующих в Китае специальных экономических зон. Все три было решено создать в южной провинции Гуандун: часть Шэньчжэня (с 2010 года статус СЭЗ распространился на всю территорию города), Чжухай и Шаньтоу. Затем в этом же году Пекин создал еще одну СЭЗ в городе Сямэнь провинции Фуцзянь. Пятая СЭЗ появилась в 1988 году, ей стала островная провинция Хайнань.
В 1990 году подобный статус получил и шанхайский район Новый Пудун, однако традиционно выделяют именно 5 китайских СЭЗ:
Правительство Китая с помощью СЭЗ планировало активизировать привлечение иностранных инвестиций, на которые была сделана ставка в экономических реформах. Однако даже в этих зонах существуют определенные ограничения на объемы иностранных инвестиций -до 50 млн долл., но не менее 25% уставного капитала открываемого предприятия.
В отношении предприятий, базирующихся в СЭЗ, действует льготная ставка налога на прибыль и так называемые
Стоит отметить, что до 2008 года налог на прибыль составлял только 15% (вне СЭЗ — 33%). Однако с 2008 года был назначен переходный период на новые ставки по налогу на прибыль, и на настоящий момент она составляет 25%.
Отчасти это связано с тем, что СЭЗ уже не играют настолько важную роль, как это было изначально. И хотя привлечение иностранного капитала и технологий
Пекин, стремясь выровнять перевес, который образовался в пользу СЭЗ и прилегающих к ним территорий, активно начал развивать внутренние районы страны. С
Кроме того, существуют 114 зон новых и высоких технологий, 13 свободных таможенных зон, 14 зон приграничного экономического сотрудничества государственного уровня и недавно открытая Шанхайская зона свободной торговли. Все они по сути являются особыми экономическими зонами. В зависимости от вида, в них действуют те или иные льготы и преференции.
Интересно, что несмотря на многолетнюю историю развития СЭЗ, в Китае до сих пор нет единой законодательной базы, контролирующей деятельность подобных зон. Каждая из них утверждается отдельными постановлениями, а общую координацию осуществляет специальная межведомственная комиссия, куда входят представители различных министерств, валютных управлений и силовые органы.