СЭЗ. Краткий ликбез по специальным экономическим зонам Китая

4 Декабря 2014 2438 Артем Жданов

«Одно из достижений, которым китайцы вправе гордиться, это создание особых экономических зон. Вот восточное побережье Китая — это сплошные экономические зоны», — отмечал в свое время советский и российский дипломат, посол России в Китае Игорь Рогачев.

Действительно, специальные (они же особые и свободные) экономические зоны (СЭЗ, 经济特区) в КНР стали одной из ключевых составляющей «китайского экономического чуда».

Особая экономическая зона (ОЭЗ) — ограниченная территория в регионах с особым юридическим статусом по отношению к остальной территории и льготными экономическими условиями для национальных или иностранных предпринимателей. Такое определение дает ОЭЗ Википедия. Цель создания таких зон — решение стратегических задач страны или отдельных регионов.

Китайские СЭЗ ставят в пример, как одни из самых эффективных в мире. А началось все с Всекитайского Собрания Народных Представителей в августе 1980 года, когда постановлением Постоянного комитета ВСНП были созданы три из пяти ныне существующих в Китае специальных экономических зон. Все три было решено создать в южной провинции Гуандун: часть Шэньчжэня (с 2010 года статус СЭЗ распространился на всю территорию города), Чжухай и Шаньтоу. Затем в этом же году Пекин создал еще одну СЭЗ в городе Сямэнь провинции Фуцзянь. Пятая СЭЗ появилась в 1988 году, ей стала островная провинция Хайнань.

В 1990 году подобный статус получил и шанхайский район Новый Пудун, однако традиционно выделяют именно 5 китайских СЭЗ:

  • Шэньчжэнь;
  • Чжухай;
  • Шаньтоу;
  • Сямэнь;
  • Хашгар (получил статус СЭЗ в 2010 году);
  • провинция Хайнань.

Правительство Китая с помощью СЭЗ планировало активизировать привлечение иностранных инвестиций, на которые была сделана ставка в экономических реформах. Однако даже в этих зонах существуют определенные ограничения на объемы иностранных инвестиций -до 50 млн долл., но не менее 25% уставного капитала открываемого предприятия.

В отношении предприятий, базирующихся в СЭЗ, действует льготная ставка налога на прибыль и так называемые 5-летние «налоговые каникулы» с полным или частичным освобождением от уплаты данного налога (первые 2 года — налог не взимается, последующие 3 года — 50% от действующей ставки).

Стоит отметить, что до 2008 года налог на прибыль составлял только 15% (вне СЭЗ — 33%). Однако с 2008 года был назначен переходный период на новые ставки по налогу на прибыль, и на настоящий момент она составляет 25%.

Отчасти это связано с тем, что СЭЗ уже не играют настолько важную роль, как это было изначально. И хотя привлечение иностранного капитала и технологий по-прежнему остается важным для китайской экономики, роль главных «ворот» Китая они уже не играют. Одним из «ударов» по СЭЗ стало вступление КНР в ВТО. Китайским властям пришлось пойти на многие уступки, чтобы сделать свой рынок более однородным по требованию ВТО. Постепенно упраздняются многие льготы, которые были введены для иностранных инвесторов. Многие эксперты считают, что со вступлением в ВТО эпоха специальных экономических зон закончилась и сейчас идет становление других, более эффективных, способов работы на китайском рынке. Но не нужно недооценивать вклад СЭЗ в экономическое развитие на современном этапе. Так, в 2013 году общий объем внешней торговли СЭЗ увеличился на 14,7% по сравнению с 2012 годом и составил почти $700 млрд.

Пекин, стремясь выровнять перевес, который образовался в пользу СЭЗ и прилегающих к ним территорий, активно начал развивать внутренние районы страны. С 90-х годов по всему Китаю начинают массово появляться десятки так называемых «зон технико-экономического развития государственного уровня» (ЗТЭР). На настоящий момент создано 90 таких зон (в Пекине, Шанхае, Гуанчжоу, Тяньцзине, Даляне, Харбине, Урумчи, Ухане и других крупных городах).

Кроме того, существуют 114 зон новых и высоких технологий, 13 свободных таможенных зон, 14 зон приграничного экономического сотрудничества государственного уровня и недавно открытая Шанхайская зона свободной торговли. Все они по сути являются особыми экономическими зонами. В зависимости от вида, в них действуют те или иные льготы и преференции.

Интересно, что несмотря на многолетнюю историю развития СЭЗ, в Китае до сих пор нет единой законодательной базы, контролирующей деятельность подобных зон. Каждая из них утверждается отдельными постановлениями, а общую координацию осуществляет специальная межведомственная комиссия, куда входят представители различных министерств, валютных управлений и силовые органы.

← Вернуться к списку


Похожие записи