Доставка грузов из Китая   ·   Регулярный LCL-сервис для импортеров и поставщиков маркетплейсов   >>>

8-800-555-46-53
Бесплатный номер для звонков в России
+86 400-664-2203
Единый номер в Китае

Фитнес-клубы вместо парков

26 декабря 2013 4226 Ольга Мерёкина

Фитнес-индустрия является одной из самых перспективных в мире, и Китай не является исключением. Рост благосостояния среднего класса и распространение идей здорового образа жизни стимулируют открытие в крупнейших китайских городах все новых фитнес-центров, где уже трудится более 170 000 человек.

Согласно исследованию Азиатской академии спорта и фитнеса в 2011 году, только 1,06% населения 60 крупнейших городов страны являются членами фитнес-клубов, когда в США их доля достигает 18%.

По оценкам, средний темп прироста оборота отрасли с 2008 года по настоящий момент составляет около 17,8%. Таким образом, к концу 2013 года оборот фитнес-индустрии в Китае достигнет 4,13 млрд долларов. При этом, с 2011 года заметно сократились темпы роста фитнес-сетей.

Хотя коммерческие фитнес-клубы стали появляться еще с 80-х годов, но переломный момент пришелся на начало 2000-х, когда была основана большая их часть. К слову, более 90% рынка занято местными компаниями, хотя иностранные также проявляют активный интерес, но, видимо, ждут более удобного момента.

В начале было слово

Само слово «физическое развитие» — тиюй (体育) — пришло в китайский язык из японского в конце XIX века и в первую очередь ассоциировалось с военной подготовкой.

Физическое воспитание на национальном уровне начали внедрять в Китае после Синьхайской революции в 1911 году. Романтики-республиканцы верили, что через образование, в том числе и физическое, они смогут изменить китайское общество. В 1936 году Китайская республика даже выставила своего бегуна на Олимпийские игры. Но в целом, физическое воспитание не коснулось большую часть жителей страны, хотя среди интеллектуалов велись ожесточенные дебаты, стоит ли принимать Китаю западную систему физической подготовки.

Следующий период в развитии национального физического воспитания начался в 1949 году, когда к власти пришли коммунисты. В 1952 году была создана Всекитайская федерация спорта, которая вскоре была замещена Министерством спорта, по примеру Советского Союза. Министр спорта имел статус равнозначный министру образования и напрямую подчинялся Госсовету.

С 1951 года в стране начали внедрять в массы тицао (体操) — набор простейших гимнастических упражнений под музыку: его выполняли как учащиеся в учебных заведения, так и служащие на своих рабочих местах в перерывы. Мао Цзэдун также активно использовал тиюй в своих лозунгах: «Развитие физического воспитания и спорта укрепляет народ».

В первые годы прихода к власти КПК предпринимались активные попытки систематизации и стандартизации традиционных практик по развитию тела (цигуни тайцзи), чтобы их было проще внедрять в массы. Но уже к середине 60-х годов спортивный энтузиазм был нарушен Культурной революцией. И с 1966 по 1971 все спортивные и физические упражнения были просто запрещены.

В 80-е годы начался бум физической культуры и спорта. Во-первых, распространение цигуна удовлетворяло не только потребность в развитие тела и духа, но и позволяло вернуться к культурным корням, столь сильно подорванным предыдущем десятилетием. Во-вторых, успех китайских волейболисток на международных соревнованиях и сборной на Олимпийских играх в Лос-Анджелесе мотивировало многих записаться в спортивные секции.

Но истинные изменения начались в 90-е годы, когда Национальный комитет по культуре и спорту инициировал переход физического воспитания из полного государственного контроля в общественный. Также в 1995 году для своей компании комитет вместо традиционного тиюя использовал цзяньшэнь (健身, как правило, переводится как фитнес). Таким образом, изменение в языке зафиксировало и изменение в сознании: из государственного массовое физическое развитие перешло в сферу общественного.

Особенности национального фитнеса

Коммерческие фитнес-клубы, как правило, слишком ориентированы на получение прибыли без особой заботы о качестве предоставляемых услуг. Если вы решите стать клиентом, то на подходе в китайский фитнес-клуб вас встретит не тренер по фитнесу, а менеджер по продажам, который за редким исключением имеют очень отдаленное представление о том, чем вы в фитнес-клубе будете заниматься.

Его главная задача продать вам годовой абонемент подороже, так как именно от этого будет зависеть его бонус в конце месяца. Если вы не согласитесь сразу, то, скорее всего, через несколько дней вам позвонят, чтобы сообщить о неожиданной акции или сезонной скидке, в результате чего, цена автоматически упадет до приемлемого уровня. В среднем по стране годовой абонемент стоит около 400 долларов, что довольно дешево для Азии (даже в Таиланде уровень цен выше).

Уровень тренеров в китайских фитнес-клубов неравномерен, мало кто из них имеет профессиональное высшее образование в сфере физического воспитания, хотя многие проходят различные подготовительные программы. Встречаются нередко и те, кто приписывают себе спортивные достижения. Пример из личного опыта. Несколько лет назад в шанхайской группе капоэйры занимался тренер из одной популярной фитнес-сети. До первого пояса. После его получения он прекратил занятия в группе и стал проводить собственные — в качестве мастера капоэйры.

Еще одной особенностью фитнес-клубов в Китае являются годовые абонементы. Иногда предлагаются разовые карты, но они подходят для нерегулярных любителей фитнеса или командировочных, при этом стоимость одного занятия заметно возрастает. Подписывая контракт на год, клиент практически прикрепляется к конкретному клубу или сети: в случае увольнения любимого тренера или переезда в другой район, вернуть часть стоимости абонемента практически нереально, а возможность передачи ее третьему лицу будет зависеть от условий контракта. Еще один подвох, который может ожидать владельцев годовых абонементов — неожиданное закрытие фитнес-клуба. Поэтому сейчас крупнейшие фитнес-сети задумываются о переходе на месячные абонементы.

Еще одной особенностью китайского фитнеса является коллективность. Китайцы предпочитают заниматься спортом с друзьями или членами семьи. Как показывают исследования, в Пекине только 44% опрошенных клиентов фитнес-клубов готовы посещать их в одиночестве, когда в Гонконге их доля достигает 67%.

Вернись — все прощу

Одной из главных проблем фитнес-клубов в Китае является низкий процент возврата клиентов: после окончания абонемента только 20% продлевает его в том же клубе, что довольно низкий показатель для Азии: в Гонконге 60%клиентов возвращаются, а на Филиппинах — 76%.

Однако существуют и некоторые фитнес-клубы, где этот показатель значительно выше. Например, директор Hosa Fitness Clubs, одной из крупнейших сетей в Китае с более полумиллионом членов, заявляет, что у них доля возврата составляет 50%, что они не считают пределом и планируют повысить до 70%.

Дополнительной преградой для развития индустрии является тот факт, что она относится к категории развлечений. В результате этого, клубы сталкиваются с повышенными тарифами, например, на воду. Так, для бассейнов в фитнес-центрах вода обходится в шесть раз дороже, чем для любого другого коммерческого предприятия.

Подавляющее большинство китайских сетей предлагает стандартный набор услуг, поэтому главным критерием выбора места становится цена и местоположение. Хотя как показывают исследования, китайские любители фитнеса готовы тратить больше времени на дорогу. Поэтому развитие узкоспециализированных центров может оказаться довольно выгодным направлением, так как они будут охватывать меньшее число потенциальных клиентов с большей мотивацией.

Рост среднего класса и культуры «белых воротничков» будет способствовать росту интереса жителей Китая к собственному здоровью и развитию тела. И популяризация фитнес-движения принесет альтернативу групповым занятиям в парках и на городских площадях. И хочется надеется, что рост конкуренции в отрасли скажется не только на цене, но и на качестве.

← Вернуться к списку


Другие публикации автора

Похожие записи