Китай или не Китай?

15 Сентября 2014 1987 Ольга Мерёкина

Транснациональные бренды, вроде H&M и Zara, редко концентрируют производство в одной стране. Например, продукция для шведского ритэйлера поставляется из 16 стран Европы и Азии в магазины 700 производителями. А компания Inditex, которой принадлежит марка Zara, сотрудничает с почти 1400 поставщиками из 40 стран. Так что наличие в ассортименте товаров, на этикетках которых указаны различные страны-производители, неудивительно. Но если раньше, отправляясь за покупками в магазины мировых брендов, китайские модники чаще встречали продукцию местного производства, то в последнее время нередко попадаются бирки с надписью «made in India», «made in Vietnam» или «made in Sri Lanka».

Собственный опыт покупателя подтверждают и поступающие от мировых брендов новости о размещении производства в странах Юго-Восточной Азии, Индии и даже Мексике. Еще в 2010 году компания Nike перенесла свое основное производство обуви из Китая во Вьетнам, стремясь сократить издержки от возросшей оплаты труда в Поднебесной. В конце прошлого года компания Samsung во Вьетнаме начала строительство нового завода по производству сотовых телефонов, что позволит в 2015 году выпускать там до 40% продукции, которая раньше производилась в Китае.

Гонконгский поставщик рубашек и блузок для многочисленных мировых брендов от Armani Collezioni и Hugo Boss до Banana Republic и Uniqlo, компания Lever Style Inc., за два года сократила на треть число рабочих своей фабрики в Шэньчжэне. В 2013 компания начала перенос производства недорогих линий для японского ритэйлера Uniqlo и американской сети универмагов Nordstrom Inc во Вьетнам и Индию.

Отдельные примеры иллюстрируют экспортную статистику: сейчас 60% китайского экспорта приходится на средне- и высокотехнологичную продукцию, когда еще десять лет назад она не превышала 40%. Трудоемкое производство в Китае для некоторых отраслей и определенных категорий товаров становится не таким выгодным, как когда-то: стоимость труда в основных центрах текстильной промышленности заметно возросла, а число потенциальных рабочих рук (население в возрасте от 15 до 39 лет) за последние пять лет сократилось на 35 миллионов человек. Если до 2012 года численность экономически активного населения в Китае постоянно росла, то после началось его сокращение — следствие трех десятилетий политики «одного ребенка».

Немедленно паковать чемоданы не стоит. Во-первых, у Китая по-прежнему есть ряд весомых преимуществ перед странами Юго-Восточной Азии. Во-вторых, возможен «переезд» и внутри страны: из экономически благополучных прибрежных провинций в менее развитые и густонаселенные центральные. Но тенденции в демографии, заметный рост благосостояния Поднебесной, трансформация экономики — достаточные основания для изучения производственных возможностей в других странах не только для иностранных, но и китайских компаний. И в первую очередь, это касается трудоемких производств с низкой добавочной стоимостью.

Такая разная

Под распространенным понятием «Юго-Восточная Азия» чаще всего подразумевают десять государств, входящих в блок ACEAH, но не являющиеся однородным монолитом. Объединяя такие разные по уровню экономического развития и политической ситуации страны, как Сингапур, Вьетнам, Бруней, Индонезию, Камбоджу, Лаос, Малайзию, Мьянму, Таиланд и Филиппины, регион представляет различные возможности для развития производства и иностранных инвестиций.

В целом, можно выделить три основные группы с точки зрения их ориентации на низко- или высокотехнологичное производство. Неудивительно, что Сингапур с его высококвалифицированной рабочей силой и высокой стоимостью оплаты труда не может себе позволить ориентироваться на производства даже со средним уровнем добавочной стоимости: только электроника, высокотехнологичное машиностроение и медицинские товары.

В то время как Малайзия и Таиланд формируют вторую группу, ориентированную на средне- и высокотехнологичную промышленность. Так, в Малайзии ключевыми отраслями являются электроника, машиностроение и химическое производство, а в Таиланде — электроника, автомобильная промышленность и производство одежды. Несмотря на развитую инфраструктуру и относительно высокий уровень образования, Таиланд представляет определенный риск из-за своей нестабильной политической ситуации.

В третью группу можно отнести активно развивающийся Вьетнам (сельское хозяйство, производство одежды и машиностроение), Индонезию (электроника, мебельное производство, сельское хозяйство и химическая промышленность) и Филиппины (электроника, производство одежды и пищевая промышленность). Стоит принять во внимание, что во Вьетнаме и Индонезии местные правительства принимают активные меры по развитию образования и инфраструктуры в стремлении избежать сфер производства с минимальной добавочной стоимостью.

Хотя первые две группы могут быть привлекательны с точки зрения инвестиций, альтернативу дешевому Китаю, в первую очередь, стоит искать среди стран третьей группы, а также в Камбодже и Мьянме. Каждая страна обладает рядом особенностей, которые могут рассматриваться в зависимости от ситуации как преимущества или как недостатки.

Второй Китай

Состояние производства в современном Вьетнаме часто сравнивают с Китаем десяти-пятнадцатилетней давности, когда низкий уровень оплаты труда стал сильнейшим магнитом для привлечения иностранных инвестиций и производств с низкой добавочной стоимостью. В настоящее время стоимость рабочей силы здесь на порядок ниже, чем в Китае, в то время как на рынок труда ежегодно приходит до полутора миллиона новых рабочих рук. Хотя их квалификация, как правило, невысока, из-за отсутствия единого стандарта образовательной системы.

Помимо растущего экономически активного населения, стоит отметить и ряд договоров о свободной торговле, которые можно добавить в копилку инвестиционных и производственных преимуществ Вьетнама. Кроме стран Юго-Восточной Азии, Вьетнам может свободно торговать с Индией и Китаем (что соблазняет китайские компании переносить производство именно к южному соседу). Также в настоящее время Вьетнам ведет переговоры о заключении подобного соглашения и с Европейским союзом. Если же соглашение о созданииТранс-Тихоокеанского партнерства будет достигнуто, то государство получит беспошлинный доступ к крупнейшим рынкам мира, включая США.

С момента вступления в ВТО в 2007 году иностранные инвестиции во Вьетнам превысили их совокупный объем в Индонезию, Таиланд и Филиппины. Ожидается, что в 2015 году после вступления в действие экономического сообщества ACEAH, когда десять стран блока объединят как потребительский рынок, так и производственную базу, темпы роста промышленности в стране превысят нынешние 25%.

Промышленность в современном Вьетнаме в высшей степени фрагментирована и поляризована. Большую часть составляют малые и микро производства, ориентированные на внутренний рынок, когда крупные производства, главным образом, имеют иностранные инвестиции и поставляют продукцию на экспорт. В целом, производство сконцентрировано в трех экономических регионах.

Северный экономический регион расположен в Ханое и соседних областях и специализируется на машиностроении, производстве запчастей, электроники, механики, строительных материалов, нефтехимии и фармацевтики. Центральный сконцентрирован в районе города Данана: здесь расположены нефтехимические, сталелитейные и судостроительные производства. На юге, в соседних с Хошимином областях, производят электронику, софт, фармацевтику, автозапчасти, одежду, продукты питания, морские продукты, сталь, керамику и обувь.

Вьетнамское правительство активно стимулирует производство в специальных зонах, предлагая более низкие налоги и даже налоговые каникулы на ограниченный срок. Хотя политическая ситуация в стране более чем стабильная, определенные риски все-таки существуют. В середине мая этого года несколько иностранных предприятий оказались в центре беспорядков, спровоцированных обострением территориального конфликта между Вьетнамом и Китаем. Работники фабрик, уверенные, что их владельцами являются компании из КНР, устроили протесты, вылившиеся в беспорядки с пожарами, хотя в действительности производства принадлежали тайванцам и даже малазийцам. Многим же китайцам, работающим в стране или приехавшим в командировку, пришлось ограничить выход на улицу из-за опасения неадекватной реакции взбудораженной толпы.

О преимуществах размещения производства в Индонезию и Камбоджу, а также о возможностях его сохранения в Китае — во второй части.

← Вернуться к списку


Другие публикации автора

Похожие записи