30 октября 2014 6225 Ольга Мерёкина
Хотя в средствах массовой информации Китай чаще всего упоминается как «фабрика мира», а экономический рост страны в первую очередь связывают с промышленным производством, будущее развитие страны ориентировано на формирование постиндустриального общества, основой которого является человеческий капитал, а значительную часть экономики составляет креативная индустрия.
Опять же в представлении многих, Китай принято связывать прежде всего с массовым производством продуктов, придуманных и сконструированных в других странах, начиная от iPhone и заканчивая новой коллекцией Zara: в лучшем случае китайцы способны точно скопировать, в худшем — создать жалкое подобие чужой разработки.
Подобные представления были еще в определенной степени актуальны десятилетие назад, сейчас же ни насыщенность рынка во многих сферах, ни замедляющиеся темпы роста экономики не оставляют шансов для очевидного заимствования. Уровень прибыли промышленного производства снижается, в то время как конкуренция только усиливается.
Вслед за экономическими процессами перехода к постиндустриальному обществу, происходят и изменения в социальной структуре: уже сейчас, в среднем, креативный класс в Китае составляет около 10% населения, когда в развитых странах его доля колеблется между 20% и 30%. Но если рассматривать структуру занятого населения крупных городов страны, таких как Пекин, Шанхай, Тяньцзинь, где доля «творческой интеллигенции» достигает 20-25%, то можно говорить о том, что коммунизм постиндустриализм в отдельно взятых регионах страны уже наступил.
Оценки исследователей подтверждают и рейтинги Forbes: список самых успешных предпринимателей Китая младше 30 лет составляют не наследники девелоперских империй или основатели производств, ориентированных на аутсорсинг, а создатели интернет-компаний и инновационных высокотехнологичных продуктов.
Например, самому молодому предпринимателю в рейтинге журнала всего 20 лет — он является техническим директором компании Wearhaus, предлагающей беспроводные наушники, позволяющие слушать музыку одновременно с несколькими их обладателями. Историю Нельсона Чжана мы попытаемся рассказать в одной из следующих статей, а пока остановимся на первом имени в списке — Чай Кэ — и его приложении Dayima.
Чай Кэ можно смело отнести к «фуэрдай», так называемой «золотой молодежи», выросшей в семьях успешных китайских предпринимателей, которые заработали состояния в условиях растущей экономики середины 90-х. Хотя по воспоминаниям Чай Кэ, материальное благополучие его семья достигла не сразу: прежде чем отец основал фармацевтическую компанию, он много лет проработал в университете и содержал семью на стабильную, но довольно скромную преподавательскую зарплату.
К 1998 году, когда Чай Кэ было двенадцать лет, экономическое положение семьи кардинальным образом улучшилось, он по-прежнему подсознательно считал, что помощи от родителей ожидать не стоит и стремился как можно скорее встать на собственные ноги.
За год до окончания школы было решено отправить его учиться в Канаду, где он поступил в университет Калгари, который успешно окончил в 2007 году. Обучение ему оплачивала семья, а проживание и свои личные расходы Чай Кэ оплачивал самостоятельно, работая в студенческой столовой.
После окончания факультета операционного менеджмента он устроился в канадскую розничную сеть Twisted Goods, где вскоре обнаружил распространенную проблему. Запасы товаров, которые должны изначально располагаться в ящиках под выставленным образцом, из-за нехватки места часто приходилось переносить в соседние ряды, создавая настоящую головную боль для сотрудников торгового зала. Чай Кэ по своей инициативе разработал программу, которая позволяла визуализировать расположение запасов товаров, расположенных в разных частях зала и склада, тем самым повышая эффективность рабочего процесса. Вскоре программа стала использоваться во всех магазинах торговой сети, а Чай Кэ был отмечен главой компании.
Несмотря на успехи и высокий уровень оплаты через два года Чай Кэ решил покинуть и Twisted Goods, и Канаду, чтобы вернуться обратно на родину и заняться разработкой собственных проектов, о чем он мечтал еще в университете.
Хотя в представлениях родителей лучшей карьерой для Чай Кэ с его образованием и опытом была бы работа в крупной китайской промышленной или торговой компании, но они не стали отговаривать его от собственного дела и даже предложили 500 000 юаней стартового капитала. Чай Кэ от помощи родителей отказался, чтобы не сковывать себя лишними обязательствами, а предпочел использовать собственные накопления, при этом максимально сокращая расходы (в течение нескольких лет он пользовался исключительно общественным транспортом, хотя в гараже семейного дома стоял не один роллс-ройс).
Профессиональная сфера родителей все-таки сказалась и на интересах Чай Кэ: большинство его интернет-проектов были связаны с медициной, будь то мобильное приложение для больных диабетом, пытающихся похудеть или любителей традиционного китайского массажа. Правда, за два года ни один из его проектов с медицинским уклоном прибыли ему не принесли, хотя два сторонних проекта оказались более успешными, но Чай Кэ по-прежнему интересовала сфера здоровья.
По словам Чай Кэ, приложение для больных диабетом провалилось из-за недостаточной аудитории: оказалось, что значительную часть инсулинозависимых составляют пожилые люди, которые практически не пользуются смартфонами. Потратив год и зарегистрировав около десяти тысяч пользователей, от идеи сообщества больных диабетом Чай Кэ отказался.
Проблемой приложения для пытающихся похудеть оказалось не критическая масса пользователей: первые десять тысяч зарегистрировались довольно быстро. Трудности скрывались в эффективности приложения: оказалось, что помочь похудеть людям, всего лишь ежедневно фиксируя их питание и физическую нагрузку и давая рекомендации «пробежать три километра», не так просто. А без положительного опыта рассчитывать на рост пользователей было невозможно.
Осознав, что надо искать направление с потенциально более широкой аудиторией, где с помощью простого приложения можно помочь решить небольшие, но важные задачи. Так, он решил обратиться к самой распространённой и регулярной проблеме половины населения земного шара — менструации. Кто-то постоянно забывает о приближающихся «днях», кто-то, наоборот, пытается по датам рассчитать наиболее благоприятные для зачатия дни — в любом случае, вероятность, что подобное приложение будет необходимо огромному числу женщин хотя бы раз в месяц, довольно высока.
По данным на июнь 2014 года, Dayima.com загрузили на свои телефоны более 100 миллионов пользователей, из которых активными являются около 40 миллионов, публикующие в день 2,5 миллиона комментариев. За последний год приложение помогло около 750 000 женщин стать мамами (именно столько пользователей переключили свой аккаунт в режим «беременности»), то есть каждая 20-я молодая мам в Китае использует Dayima.
Хотя практически любая женщина сталкивается с проблемами менструального цикла, предохранения и гинекологическими заболеваниями, мало кто решается поднимать подобные вопросы в других социальных сетях или даже в кругу подруг. Дав возможность обсуждать «женские дела» анонимно с помощью приложения в телефоне, Чай Кэ помог многим решить эту интимную проблему.
Потребность в подобном приложении стала очевидна сразу после того, как Dayimaпоявилось в AppStore. За одну неделю оно оказалось в списке рекомендованных AppStore, попав в десятку самых популярных бесплатных приложений. Хотя многие советовали Чай Кэ обратиться к специалистам по «накачке рейтинга», который создается за счет фальшивых загрузок приложения, он отказался от этой идеи и оказался прав: если приложение полезно, то аудитория у него сформируется естественным образом.
С популярностью среди пользователей пришла и заинтересованность инвесторов, готовых вкладывать в развитие проекта. Осознав, что Dayima все-таки выстрелил, Чай Кэ решил закрыть другие проекты, чтобы полностью сфокусироваться на его развитии.
В июне 2014 года компания Чай Кэ Yoholo привлекла более 30 миллионов долларов инвестиций, в том числе от Sequoia, Bertelsmann и ZhenFund. Стоимость Dayima сегодня оценивается в 200 млн долларов, а 28-летний Чай Кэ считается одним из самых успешных молодых предпринимателей в Китае.