Монстры китайского метро, или как шанхайское правительство воспитывает горожан

25 Июня 2014 792 Ольга Мерёкина

За последние десять лет в Китае произошли коренные перемены. Многие из них могут быть заметны и из России, например, полеты в космос или экономическая экспансия в страны Африки. Но большинство важных, но неочевидных извне перемен происходит, в первую очередь, с китайским обществом: сытость и стабильный экономический рост — с одной стороны, социальное расслоение и экологические проблемы — с другой. В обществе меняются приоритеты, меняются нормы поведения — и здесь трудно определить вехи, в отличии от запуска «Чанъэ-3», но зато их можно испытать и прочувствовать собственной кожей. И в Шанхае лучшим место для тесного общения с народными массами бесспорно является метро.

Шанхайский метрополитен — это уже целый подземно-наземный мир, который ежедневно посещают около восьми миллионов человек. А за год осуществляется более 2,5 млрд поездок (2013). Кроме того, он является одним из самых протяженных в мире — 14 линий в сумме достигают 538 км. Первая ветка была открыта в 1993 году, а 16-я — в конце прошлого года. Чтобы создать обширную сеть метрополитена, охватывающую значительную часть Шанхая и даже достигающую соседних провинций, потребовалось около 20 лет. И метро продолжает расти.

Открытие метро меняет жизнь не только некогда малодоступных районов: резко возрастает стоимость жилья и мобильность жителей. Оно объединяет город: ведь без метро было бы трудно поверить, что Миньхан или Сунцзян являются частью Шанхая. Поездки на разноцветных ветках шанхайского метрополитена в разные часы могут дать более полное представление о жизни города, его жителях и их нравах, чем чтение газет или просмотр телевизора. Чем занимаются люди в метро, что они читают, какие новости им показывают — все это концентрация жизни активной части шанхайского населения, коренного и новоприбывшего. Даже кажется, что и для большинства пассажиров — это также единственное место «общения» с городом, в котором они живут и работают.

Шанхайские монстры

Поездка в метро в час пик — это настоящее испытание, особенно если требуется пересадка с одной популярной линии на другую. У большинства из тех, кто в первые сталкивается с шанхайским метро, возникает законный вопрос, почему так сурово? Это просто отражение настроений в обществе. И честно говоря, изменения в лучшую сторону за пять лет вполне очевидны.

Например, с первого января этого года, наконец, ограничили потребление еды, напитков, курение и повторы рекламных роликов. Теперь за еду в поезде Управление муниципальным транспортом Шанхая будет взимать штраф до 500 юаней (83 доллара), а за курение могут наказать до 2000 юаней (330 долларов). Хотя изначально рассматривался запрет на всю территорию метрополитена, но из-за общественного возмущения было решено позволить шанхайцам потреблять свои ароматные завтраки и полдники хотя бы на платформе. Рекламные ролики также попали под ограничение: теперь количество рекламы будет ограничено, а ролик, продвигающий один и тот же продукт, нельзя будет демонстрировать более трех раз в день.

Но многие нормы поведения невозможно регулировать законом — они требуют установки стандартов в самом сообществе, что намного труднее. Если жители центральных районов Шанхая за 20 лет пользования транспортом привыкли к каким-то простейшим правилам сосуществования, то пассажирам новых веток и гостям города из соседних провинций заметно недостает пары мастер-классов поведения в метрополитене. И несмотря на то, что на платформах в час пик работают дежурные, которые многократно повторяют, чтобы пассажиры выстраивались в очередь, а не пытались залезть в вагон в хаотичном порядке. Несмотря на то, что на канале метрополитена постоянно показывают ролики, наглядно объясняющие, почему сначала стоит выпускать выходящих пассажиров, а только после заходить в вагон. Все это не спасает шанхайское метро от народных масс.

Большинство пассажиров стараются зайти в поезд как можно скорее: здесь и страх, что поезд уйдет без них, и особенность поведения в густонаселенной стране «места на всех не хватит». Но залетев в вагон первым, редкий пассажир пройдет в середину или хотя бы чуть продвинется вглубь: «зашел первым — займи место у выхода, тебе же выходить через десять остановок». И это список особенностей поведения можно продолжать бесконечно: борьба за место на лавке, блокирование прохода чемоданами и даже совместное чтение телефона соседа. Не говоря уже о запахах, громоздких рюкзаках и пышных прическах.

И подобный «этикет» китайского метрополитена вызывает раздражение и недовольство не только у чувствительных иностранцев. Для многих местных жителей это также не является нормой поведения: их раздражают бесконечные потоки попрошаек и гонки на короткие дистанции в борьбе за сидячие места. Так, в марте этого года тайваньский иллюстратор, известный в сети как Цяо Кэ, опубликовал в своем вэйбо (китайский аналог твиттера) серию рисунков, обличающих некультурное поведение некоторых пассажиров метро.

Серия получила название «Монстры метро» и оказалась очень популярна среди китайских интернет-пользователей, так как подобных «чудовищ» жители крупных китайских городов встречают каждый день. Особенно эта подборка полюбилась жителям Шанхая: «монстр дверей» (挡门妖), «монстр с черепашьим панцирем» (龟壳妖), «спящий монстр» (睡妖), «монстр с лошадиным хвостом» (马尾妖), «подглядывающий монстр» (偷看妖) и другие.

Хотя конечно, это далеко не самое «экзотичное» поведение пассажиров метро. Не так редки случаи, особенно на ветках метро, соединяющих центр Шанхая с его пригородными районами, когда маленькие дети в сопровождении своих родителей или бабушек-дедушек публично мочатся. Так, на 11-й ветке родственники «писающего мальчика» подрались с пассажиром, пытавшимся объяснить их ребенку, что вагон метро — не туалет. В результате, спутница отважного пассажира была вынуждена вызвать полицию.

Разбирательством с участием полиции стали часто заканчиваться и попытки сделать замечания курящим пассажирам. Хотя с введением новых муниципальных законов, ситуация должна улучшиться. Некультурное поведение теперь будет бить по карману. Конечно, вмешательства властей — это крайний случай, так как при всем желании полиция не может контролировать все 500 километров метрополитена, поэтому основная надежда — на рост сознательности в обществе.

В случае же неадекватного поведения пассажиры шанхайского метро могут:

  • позвонить на номер 110 или 6437-0000;
  • запостить фотографии и номер поезда в официальный вэйбо (Metro 110) или WeChat (Metro 110).

Полиция постарается перехватить нарушителя на ближайшей станции.

Дорожный ликбез

Помимо воспитания собственно культуры поведения в метро, подземный общественный транспорт — это идеальная площадка для просвещения горожан Шанхая: максимальный охват аудитории, а главное, в отличие от автобусов и троллейбусов, просмотр роликов и программ и на станциях метро, и в вагонах намного удобнее. Хочешь — не хочешь, а во время ожидания поезда или долгой поездки ЖК-экраны невольно приковывают твой взгляд, если ты его смог оторвать от своего смартфона. Как и многочисленные рекламодатели, администрация города не упускает эту возможность донести нужную ей информацию до пассажиров.

Metro TV, или дословно с китайского мобильное телевидение «Восточная жемчужина», — телевизионный канал, который охватывает практически всю систему общественного транспорта в Шанхае: от метро и автобусов до паромов и такси. Канал был основан в 2003 году и стал одним из первых мобильных телеканалов в Китае.

Помимо новостей и, естественно, рекламы, Metro TV реализует несколько интересных проектов, совместных с шанхайским муниципалитетом: «Еженедельник здорового образа жизни» (每周健康提示), «Окно в малый и средний бизнес» (中小企业之窗), «Городской ящик» (市民信箱), «На страже порядка» (防范伴你行), «Советы по безопасности питания» (食品安全小贴士) и другие. Продолжительность программ обычно не превышает 1-3 минуты, что рационально с учетом постоянной смены зрителей.

Одной из самых популярных и, на мой взгляд, общественно важных программ является совместная с Управлением общественной безопасности Шанхая «На страже порядка». В роли ведущего выступает сотрудник полиции, который рассказывает о наиболее частых преступлениях, совершаемых в городе, таким образом повышая бдительность горожан, что в свою очередь должно привезти и к снижению преступности. Для живой иллюстрации, как правило, используются видео с камер наружного наблюдения, которых на улицах Шанхая довольно много. А драматический эффект программы усиливается музыкальным оформлением.

Также «На страже порядка» дает возможность познакомиться с культурными особенностями Шанхая, про существование которых даже внимательному к мелочам гостю узнать трудно. Например, в этом трехминутном роликеполицейский советует жителям и гостям Шанхая не спать на лавочках ночью, особенно в районе Набережной, так как они рискуют быть обворованными «соседями».

В другом выпуске дается совет пожилым людям быть осторожными в день получения пенсии, иначе они рискуют с ней расстаться, даже не покинув отделения банка или почты. Также советуют не переводить деньги якобы «другу», от которого получили смс-ку с «нового» незнакомого номера. В Китае это огромная проблема не только среди пожилых людей, но и среди молодежи. Хотя предупреждения развешаны по всем банкам и АТМ города, все равно многие умудряются переводить обманщикам значительные сумму.

Главная задача программы — не рассказать, как замечательно справляется со своими обязанностями полиция Шанхая, а предупредить горожан и гостей города о возможных преступлениях.

Еще одна популярная и полезная программа — «Городской ящик», где отвечают на вопросы, присылаемые на одноименный портал. Вопросы варьируются от бытовых, «Как защититься во время шторма?», до юридических, например, «Как иногородним в Шанхае оформить загранпаспорт?». Вопросы на сайт присылают и через емэйл, и через вэйбо и вэйсинь, а ответы транслируются на самом портале, некоторые из них попадают на экраны в метро.

В «Советах по безопасности питания» можно найти много полезной информации о многих бытовых нормах поведения жителей большого китайского города. Например, выпуск, посвященный необходимости мытья рук, скажет больше о представлениях о гигиене в обществе, чем любая статистика.

Телевидение метрополитена — не единственный способ воспитания жителей города, существует и различные виды наружной статической и динамической рекламы, призывающей пассажиров к гигиене, культурному поведению и даже к честности. Но именно просматривая вместе с другими пассажирами выпуск «Городского ящика», вы можете почувствовать себя одним из 24-х миллионов настоящих шанхайцев.

← Вернуться к списку


Другие публикации автора

Похожие записи