7 июля 2014 6678 Ольга Мерёкина
Первого июня в Китае не только отмечают национальный День ребенка, или Международный день защиты детей, но и принимают в ряды пионерской организации. Большинство китайских школьников раньше или позже (в зависимости от успеваемости и других показателей) становятся юными пионерами, дав торжественное обещание «быть готовым к борьбе по имя коммунизма». Несмотря на тридцать лет реформ и поразительные достижения в экономическом развитии, пионерская организация по-прежнему остается крупнейшим объединением китайских детей от семи до тринадцати лет: в настоящее время в ней состоит более 130 миллионов школьников. Как социальные и экономические перемены в стране сказываются мировоззрении современных китайских детей? Не становится ли пионерская организация анахронизмом, утратившим свою значимость и влияние на умы подрастающего поколения?
Пионерская организация была создана сразу же после образования КНР — 13 октября 1949 года. Главной задачей, которая ставилась перед ней ее создателями, — развитие лидерских и организаторских качеств, укрепление дисциплины, формирование навыков жизни в коллективе и, конечно, воспитание преданности делу партии.
До конца 70-х годов вступление в пионерскую организацию было довольно ограничено: только те, кто подтвердил свои нравственную устойчивость и политическую грамотность, а также соответствующее происхождение, были удостоены этой чести. Во времена Культурной революции главной целью переименованной вслед духу времени организации «маленьких хунвэйбинов» было научить детей выявлять в своем окружении классовых врагов.
Но уже к середине 90-х годов вступление в пионеры было довольно формальным явлением: практически все школьники, достигнувшие семи лет, после окончания первого класса давали клятву и повязывали красные галстуки. Но хотя идеологическая борьба подрастающего поколения потеряла свою остроту, пионерская организация сохраняет тесные связи с КПК. А с 2001 года церемония посвящения в пионеры для лучших претендентов стала проводиться торжественно на площади Тяньаньмэнь в центре китайской столицы.
Пионерская организация во многом отражает иерархическую систему партии. Начиная со второго года в школе, обладатели красных галстуков выбирают лидеров своего класса, а в старших классах некоторые из них выдвигаются на общешкольный уровень. В дальнейшем большинство пионеров вступают в китайский аналог комсомола, но лишь небольшой процент из них удостаиваются чести стать членами КПК.
Хотя пионерская организация в Китае по-прежнему охватывает большинство школьников, в последние годы все чаще у некоторых родителей возникают сомнения в современности ценностей, пропагандируемых среди юных пионеров. Изменение системы ценностей в обществе заставляет пересматривать и отношение к идеологии, которая стоит в основе пионерской организации.
Родители, пытающиеся отговорить своих детей от вступления в ряды пионеров, руководствуются самыми разными мотивами. Например, представители активно растущей христианской диаспоры в Китае не жаждут видеть своих отпрысков с красными галстуками на шее по вполне очевидной причине. Особенно их тревожит, что решение о принятии ребенка в пионерскую организацию не обсуждается и не утверждается с родителями.
Других родителей не устраивает, что пионерская организация пронизывает всю систему образования. «Школа — это место для получения знаний, — говорят они, — она должна быть вне политики». Подобные организации должны быть вынесены за стены школ, чтобы не иметь возможности напрямую влиять ни на учебный процесс, ни на оценки учащихся.
Посвящение в пионеры проходит постепенно: в первую очередь красные галстуки повязывают «лучшие» первоклассники, а неуспевающие могут в качестве наказания долго оставаться в списке ожидающих. Многих родителей смущает, что подобное деление на группы в первом классе может негативно сказаться на уверенности ребенка в будущем, а по мнению учителей, оно должно стимулировать отстающих учеников к усердной учебе и прилежному поведению.
Помимо занятий по общеобразовательной программе, юные пионеры узнают о создании КПК и образовании КНР, а также важнейших принципах государственной идеологии. В бедных сельских школах пионеров учат основам гигиены, дисциплины и работе в коллективе. В 2010 году BBC выпустила телевизионный цикл, посвященный китайской школе, вторая серия которого как раз посвящена юным пионерам. Конечно, в форме документальной программы возможно показать лишь ограниченное число примеров китайских школьников и их участия в пионерской организации, но программа наглядно демонстрирует и различия, существующие между школами разного уровня, и роли пионерской организации в жизни учащихся этих школ.
Пионерская организация в одной из экспериментальных школ Сианя стала объектом возмущения родителей и предметом активного обсуждения в сети. В 2011 году на шеях некоторых юных пионеров, вместо традиционных красных галстуков, появились зеленые, что подчеркивало их низкую успеваемость. Подобное деление сказалось не только на отношениях одноклассников, которые сразу довольно наглядно были разделены на две группы, но и возмутило их родителей.
Хотя инициатива учителей, согласно первоначальной задумке, должна была стимулировать школьников учиться усерднее, в действительности, она стала поводом для унижения со стороны «красных» одноклассников и головной болью для родителей «зеленых» пионеров.
Нововведение в сианьской школе вызвало резонанс по всей стране: было проведено несколько интернет-опросов среди китайских родителей. Большинство (95-98%) участников опросов согласилось с тем, что зеленые галстуки негативно сказываются на психике детей и успеваемости. В стране, где и так огромное число случаев детских самоубийств, что связано с огромным психологическим давлением со стороны семьи и школы, использование подобных «стимулов» не просто бесполезно, оно опасно.
Еще одной причиной снижения авторитета пионерской организации в китайском обществе является низкий уровень подготовки вожатых. Как правило, вожатые выбираются местным департаментом образования из числа учителей и не имеют никакой специальной подготовки. Особенно в настоящее время, когдазначительная часть детей пользуется смартфонами и микроблогами для общения друг с другом, вожатые часто бывают оторваны от современных школьников и их интересов. И если обладатели красных галстуков идут в ногу со временем, то пионерская организация, не поспевая за изменениями, теряет возможности для общения с детьми на их языке.
Эта консервативность пионерской организации вполне объяснима в селах и отдаленных районах, в крупных же городах она приводит к снижению значимости пионерских лозунгов и призывов. Тем не менее, в некоторых регионах страны приходит понимание необходимости перемен. Так, в Гуандуне уже в течение двух лет вожатыми назначают лишь обладателей магистерской степени. Более того, в трех провинциальных университетах были открыты докторские программы в сфере организации детей и идеологического образования. Их главной целью является подготовка профессиональных пионерских вожатых, способных стать настоящими лидерами для нового поколения китайских детей.
Пионерская организация по-прежнему является частью жизни китайского общества: в течение почти 65 лет через нее проходят практически все школьники в КНР. Если раньше право носить красный галстук необходимо было заслужить, то сейчас это скорее неизбежность, хотя и существуют способы поощрения более усердных учеников (от зеленых галстуков до очереди на посвящение для отстающих). Однако все чаще со стороны родителей можно услышать сомнения в том, насколько пионерский галстук и идеологическое образование необходимы их собственному ребенку.