24 марта 2014 9175 Ольга Мерёкина
Какой бы монументальной и неповоротливой не была китайская система образования в Китае, но и она не может избежать инноваций, прежде всего связанных с интернетом и его возможностями дистанционного образования. Необходимость изменений понимают даже на высоком уровне, неслучайно, что сейчас идет обсуждение новой реформы, которая коснется, в первую очередь, «гаокао» — китайский ЕГЭ. Он оказывается слишком тяжелым бременем для абитуриентов и их родителей, а главное — не позволяет развивать навыки необходимые в современном мире (например, умение работать в команде и находить выходы из ситуаций, где готовых решений не может быть).
Помимо формального образования, свидетельством которого является, в первую очередь, диплом, в Китае также существует возможности для целенаправленного получения знаний и развития навыков, когда главной целью обучения является не получение проходного балла в тесте на уровень знания английского языка, а, например, развитие возможностей общения на иностранном языке. И в этой сфере, как нетрудно догадаться, не обошлось без интересных проектов, предоставляющих альтернативные образовательные возможности, больше ориентированные на результат. В поле моего внимания попали три проекта: VIP ABC, ChaseFuture и WeblishPal. Они предоставляют возможности изучения иностранного языка для различных целей через интернет. Но при этом каждый из них имеет собственную стратегию получения прибыли и предлагает разный уровень услуг, опираясь на собственные силы или привлекая внешние инвестиции.
Начнем с WeblishPal, платформы, которая позволяет соединять изучающих английский язык китайцев с носителями языка. Платформа ориентирована на китайских студентов, планирующих учиться в Канаде или США и желающих поднять уровень, в первую очередь, разговорного английского языка и подготовить к жизни чужой языковой и культурной среде. Пилотная версия была запущена в 2010 году, а официально платформа была открыта в сентябре 2011 года Дэнни Ваном и Барбарой Тасса. Хотя проект постепенно развивается, из-за нехватки внешних инвестиций его возможности довольно ограничены, но это не уменьшает его заметных преимуществ (например, интерфейс) перед более крупными платформами.
До переезда в Канаду в 2000 году Дэнни Ван имел в Китае собственную компанию по разработке софта. После переезда он работал программистом и консультировал различные компании, а после решился поступить на МБА в университет Торонто. Во время обучения у него и родилась идея создать онлайн-проект, который позволит изучающим английский язык китайцам найти преподавателя в США или Канаде.
Идея возникла из собственного опыта Дэнни, который проучив английский больше десяти лет в Китае, не смог даже самостоятельно открыть счет в канадском банке: подход к изучению языка в китайских школах и вузах (как впрочем и в российских) трудно назвать эффективным. После многих лет изучения, как правило, студенты могут читать и немного писать по-английски, но с устным общением у них возникает множество трудностей.
Изначально компания была открыта в Канаде, и довольно быстро Дэнни и Барбара поняли, что дистанционно, без местного партнера привлечь китайских студентов на сайт будет не так просто, несмотря ни на какие преимущества WeblishPal. В результате летом 2012 года Дэнни переехал в Шанхай, чтобы иметь возможность получать информацию и принимать решения на месте.
Несмотря на свое происхождение, вернувшись в Китай, Дэнни также потребовалось время, чтобы адаптироваться к тем изменениям, которые произошли в стране за десять лет его отсутствия, а также наладить связи, которые необходимы для развития проекта. Уже в Китае он осознал, какие перспективы открываются перед компанией благодаря ее присутствию в Канаде и Китае. Даже крупные китайские компании, предлагающие услуги по изучению английского языка, сталкивались с трудностями при попытках переговорах с канадскими и американскими учебными заведениями о ведении специальных курсов, ориентированных на желающих поступить в конкретные университеты и колледжи.
В отличие от других похожих платформ, информация о преподавателях и стоимости их услуг на сайте WeblishPal открыта. Даже без регистрации мы можете попробовать подобрать преподавателя под свои требования: от времени занятий до его квалификации. Также WeblishPal пытается развивать свою внутреннюю социальную сеть, стимулируя общение между изучающими язык и его преподающими. Уроки, как правило, проходят через скайп или QQ, а оплачивать их можно как через PayPal, так и Alipay. Помимо интерактивных уроков предлагается довольно большой выбор уже готовых записей, а также групповых занятий, некоторые из которых могут доступны и бесплатно после регистрации.
ChaseFuture касается немного другой грани образовательного процесса — предлагает консультации по подготовке к поступлению в британские и американские вузы. Их ассортимент услуг ориентирован больше на конкретные задачи, вроде, подготовки резюме, редактирование и коррекцию эссе или консультации перед собеседованием в престижных американских и британских университетах.
Основатели проекта Грэг Нэнс и Хань Шао, выпускники британского Кэмбриджа, познакомились в тот момент, когда оба задумывались о развитие нового проекта в сфере образования. У Грэга был уже успешный опыт развития образовательного старт-апа в США — moneythink.org, главной задачей этого некоммерческого проекта является научить молодых людей принимать финансовые решения и, например, находить ресурсы для получения образования и т.д. В то время как Хань Шао вел популярный в Китае блог, посвященный учебе за рубежом, а также у него был большой опыт привлечения аудитории на Renren и Weibo. Позже к ним присоединился опытный программист и вэб-дизайнер Джэфферсон Стюарт, которого они практически переманили из другого связанного с образование проекта AdKnowledge.
ChaseFuture был основан в 2012 году и первое время ориентировался на проверку эссе и мотивационных писем китайцев, поступающих в американские и британские вузы. Позже по просьбе клиентов они расширили список услуг, добавив помощь в «смысловой части», подготовку к собеседованию и написание резюме. Далеко не только китайские студенты и абитуриенты сталкиваются со сложностями поступления в иностранные вузы, но происхождение Хань Шао, его опыт и личные связи стали достаточным доводом, чтобы начать развитие проекта именно с Китая, хотя в настоящее время Грэг активно работает над выходом на российский и индийский рынки, где также наблюдается значительный спрос на зарубежные университеты.
На сайте ChaseFuture публикуются данные о студентах, уже зачисленных при помощи команды специалистов, собранной Грэгом и Ханем. Например, в прошлом 2013 году в университеты всего поступило 626 китайцев, причем некоторые из них даже получили стипендию. Из них пять человек были зачислены в Кембридж, а трое — в Оксфорд. В этом году, по данным на 22 марта, уже зачислено 96 человек.
Первоначально собирая команду менторов, Грэг и Хань просто поднимали свои личные связи. Потом они решили, что стоит расширить круг и вложили много сил и времени на поиск специалистов через LindkedIn, но в результате вернулись к изначальной модели, которая оказалась более надежной и менее затратной.
Хотя они активно вкладываются в продвижение через китайские социальные сети, вроде Renren и Weibo, наиболее перспективным они считают развитие через личные контакты. В Китае довольно много агентств, которые предоставляют подобные услуги, но по словам Грэга, качество подготовки в ChaseFuture дает абитуриентам больше шансов поступления, а зачисленные студенты являются лучшей рекламой.
Главное — проект открыт к изменениям и расширению услуг в своей сфере деятельности, но что важно, его создатели не только слушают своих клиентов, но и предлагают то, что считают нужным с высоты своего личного опыта. Ведь как говорил Форд: «Если бы я слушал покупателей, то пытался бы заставить лошадь бежать быстрее».
Как учил английский язык известный баскетболист Яо Мин и какие возможности предлагают открытые университеты — во второй части статьи.