4 июля 2016 12556 SCS Group
Как ни странно, но крупнейший производитель дронов и одна из самых инновационных компаний в мире расположена не в Силиконовой долине, а на юге Китая, в городе Шэньчжэнь. Полное название этой компании SZ Dajiang Innovation Technology Co., Ltd., сокращенное (и более известное) — DJI.
DJI занимается производством мультикоптеров, контроллеров и видеокамер. Сегодня эта китайская компания — не только пионер, но и абсолютный лидер сектора. По оценкам аналитиков, ей принадлежит 70 % глобального рынка потребительских беспилотных летательных аппаратов, причем 80 % дохода генерируется за пределами КНР. Каким образом DJI удалось заявить о себе всему миру и что стоит за историей её головокружительного успеха — ответы на эти и другие вопросы в нашем материале.
История компании DJI начинается с рождения её основателя Ван Тао (в будущем Фрэнка) в 1980 году в прибрежном городе Ханчжоу, центральный Китай, где, к слову, была основана компания Alibaba. Будущий миллиардер появился на свет в семье инженера и учительницы, открывшей небольшой собственный бизнес. Увлечение маленького Тао небом началось еще в начальной школе. В детстве мальчик увлекся летательными аппаратами, он не выпускал из рук комикс о приключениях красного вертолетика и жадно изучал модели самолетов. Ван Тао мечтал о придуманном им устройстве, которое будет везде летать за хозяином и фотографировать его на камеру.
Ван окончил школу на отлично и после экзаменов получил от родителей долгожданный подарок — радиоуправляемый вертолет. Но радость от новой игрушки была недолгой. Сразу же после запуска на открытом пространстве Ван потерял управление над вертолетом, и тот потерпел крушение. Мальчику пришлось несколько месяцев ждать, пока новые детали придут из Гонконга. Тогда-то, по его словам, ему и пришли первые мысли о создании удобного в управлении воздушного средства и специальной программы, с помощью которой можно будет им безопасно управлять.
После окончания школы в 1999 году будущий миллиардер по настоянию родителей поступает в Восточно-Китайский педагогический университет. Однако страстное увлечение летательными аппаратами дает о себе знать. С твердым намерением учиться в США он отправляет свои документы в Стэнфордский университет и в Массачусетский технологический институт. Отказы из первого и из второго вуза приходят почти одновременно.
Но ничто не может сломить решимость нашего героя. Он продолжает активно рассылать документы, и в 2003 его принимают в Гонконгский университет науки и техники на факультет электроники. Именно в Гонконге, в стенах студенческого общежития и будет заложен фундамент будущей компании. На последнем курсе университета Ван приступает к созданию своей первой опытной модели беспилотного летательного аппарата. Работа над проектом целиком и полностью увлекает выпускника. Он перестает появляться на занятиях, а также практически отказывается от еды и сна, чтобы учесть все нюансы и довести прототип до совершенства. Ночью накануне презентации в бортовом компьютере аппарата ломается функция зависания в воздухе. Устранить поломку никак не удается. Несмотря на неполадки, выпускная экзаменационная комиссия во главе с профессором робототехники Ли Цзэсяном отмечает «уникальное техническое видение» разработчика и включает его в стипендиальную программу вуза для выпускников.
«Очки в толстой оправе, жидкая бородка и видавшая виды кепка, скрывающая раннюю лысину, — вот как выглядел Ван на презентации своей дипломной работы. Я не могу сказать, что он был умнее остальных студентов, нет. Единственное, что его отличало — так это упорство в достижении цели», — вспоминает председатель комиссии Ли Цзэсян, который с первого взгляда поверил в будущий успех разработок Вана и стал первым инвестором компании. Интуиция не подвела профессора. Сейчас ему принадлежит доля в 10 %, кроме того, он является председателем совета директоров DJI.
В 2006 году Ван и два его друга-сокурсника перебираются из Гонконга на континент — в соседний Шэньчжэнь, который часто называют технологической столицей Китая. В Шэньчжэне они снимают просторную квартиру с тремя спальнями. Деньги, оставшиеся от университетского гранта после оплаты аренды квартиры на год вперед, образуют первоначальный капитал компании. На эти средства Ван с партнерами организовывают производство беспилотных летательных аппаратов, стоимостью около 6000 долл. за штуку.
Первыми клиентами DJI становятся китайские вузы и китайские же государственные энергокомпании, проводившие опыты с дронами. На средства, вырученные от первых продаж, Ван нанимает несколько новых сотрудников. Отсутствие управленческого опыта, дефицит долгосрочного планирования и сложный характер Вана отнюдь не способствуют коммерческому успеху компании. В DJI наблюдается высокая текучесть кадров. Сотрудники не задерживаются в компании больше чем на несколько месяцев. Им с трудом удается находить общий язык с чрезмерно требовательным и скупым на благодарности боссом.
За первые полгода существования компании из нее уходят почти все, кто был хоть сколько-нибудь причастен к её основанию и становлению. Сплоченный, дружный коллектив — залог успешной работы любой компании. Излишняя же текучесть кадров не дает сформироваться коллективу, а значит, и корпоративному духу, что неизменно влечет за собой снижение производственных показателей и эффективности работы. Неудивительно, что дела у DJI идут неважно. Компания критически нуждается в деньгах, однако продавать больше чем пятнадцать устройств в месяц категорически не получается. DJI несет серьезные финансовые убытки. Задержки зарплаты отнюдь не мотивируют сотрудников на полную самоотдачу.
Компания остается на плаву лишь благодаря поддержке друга семьи Вана — Лю Ди. В конце 2006 года он вкладывает в DJI 90 000 долл. И хотя Ван в шутку называет своего спасителя «скрягой», Лю становится одним из крупнейших совладельцев DJI и получает долю в 16 %, которая к слову сейчас составляет 1,6 млрд долл.
Еще одним ключевым человеком в истории успеха компании является лучший университетский друг Вана — Свифт Цзясе. В 2008 году, когда дела DJI все еще не идут на лад, Свифт по настойчивой просьбе Вана переезжает в Шэньчжэнь, чтобы руководить маркетингом DJI. Ради поддержки компании Свифт продает свою квартиру и вкладывает все полученные деньги в бизнес. Этот шаг не дает компании разориться и позволяет ей продержаться еще какое-то время. Спустя годы Свифт тоже будет вознагражден за свою самоотверженность и преданность общему делу. Сейчас его 14% доля оценивается в 1,4 млрд долл.
Прежде всего Свифт приступает к работе над расширением рынка сбыта. У DJI появляются иностранные клиенты. Компания начинает продавать свою продукцию в Германию и Новую Зеландию. В свою очередь, Ван Тао усердно работает над модернизацией системы управления. Программное обеспечение и беспилотные летательные аппараты DJI привлекают к себе все больше и больше внимания на отраслевых выставках.
Тем не менее, продажи за рубеж и интерес специалистов отрасли все еще не могут генерировать устойчивую прибыль и обеспечить финансовый успех компании. В 2010 году в DJI работает всего лишь 20 человек персонала, а выручка не превышает несколько сот тысяч долларов. В том же 2010 году DJI выпускает на рынок первые серийные контроллеры, с помощью которых летательный аппарат движется по заданному на карте маршруту и с помощью спутниковой навигации возвращается в точку взлета. Но из-за высокой цены — около 10 тысяч долларов — массовое распространение контроллеров невозможно.
К концу 2012 года DJI собирает воедино все свои конструкторские наработки — софт, пропеллеры, раму, подвеску и систему управления. Компания сделала акцент на удешевлении конечного продукта и не прогадала. Результатом упорного труда специалистов DJI явилось создание новой модели недорогих и полностью готовых к полету квадрокоптеров. Модель получила название Phantom (Фантом). Phantom мог на протяжении часа находиться в воздухе, снимать качественные фотографии и, что важно, стойко переносить каждое жесткое приземление, не разбиваясь.
В январе 2013 года Phantom был представлен публике. Сразу после старта продаж новый продукт начал пользоваться повышенным массовым спросом. Без каких-либо вложений в рекламу и продвижение Phantom в одночасье стал абсолютным бестселлером по всему миру. Новичкам он понравился из-за легкости управления и неограниченных возможностей для масштабирования. Профессионалы выбирали его за отличные полётные характеристики и ту же самую расширяемость.
Phantom стал настоящим прорывом для всей отрасли в целом, он в прямом смысле совершил революцию на рынке квадрокоптеров. Благодаря простоте его использования и доступной цене вся категория беспилотников вдруг вышла за узкий круг специалистов и энтузиастов. О дронах начали говорить, ими начала интересоваться новая, куда более многочисленная аудитория.