31 марта 2016 8112 SCS Group
Казалось, что за последние два года импортные потоки наладились и участники привыкли к колебаниям валют, все более-менее успокоилось, открылись «зеленые ворота ЦЭДов» в Москве и Московской области, но все бы хорошо, если бы не то, с чего начался новый год. Произошли серьезные изменения в законодательной базе, которые напрямую касаются ВЭД. Рассмотрим наиболее важные из них.
Этот указ напрямую связан с тем, что за 2015 год перечисления в федеральный бюджет от ФТС РФ сократились на 30% по сравнению с 2014 годом. На интеграцию с Минфином дали 3 месяца, это позволит делать сквозные анализы и проверки по импорту товаров, то есть невозможно будет привезти, допустим, партию носков и колгот, а продать их заказчику одеялами и полотенцами. Все это направлено на выявление фирм-однодневок, компаний, которые уходят от налогов, либо занижают их. Налоговая РФ, в свою очередь, параллельно запустила с начала 2016 года систему АСК НДС-2, которая «видит и отслеживает» всю цепочку перемещения продаж товара.
Готовимся к трансформации рынка участников ВЭД. здесь также можно добавить, что скорее всего после пертурбации откроют каналы оптимизации, но для отдельных привилегированных участников ВЭД, тогда можно будет ожидать большую «пробку», т.к. поток в поисках снижения затрат пойдет по принципу «воронки», где по пути будет много очередных посредников между бизнесом и таможней. Это увеличит нагрузку на конечную стоимость товара.
Работа, скорее всего, будет поставлена и приведена к систематическому выпуску товара под обеспечение и корректировки таможенных платежей. Государство планирует увеличить за счет этого пополняемость федерального бюджета, а бизнес и участники ВЭД будут перестраивать схемы логистических поставок и повышать свою эффективность за счет перевода потоков в «серые схемы», либо переводить в Белоруссию, Киргизию и Казахстан. В данный момент складываются такие правила игры, что заказчик товара требует гарантии цены таможенной очистки и не желает участвовать в обеспечении стоимостных рисков и платежах на таможню, а импортеру приходится за свои оборотные средства нести данные риски, что влечет за собой огромный отток оборотных средств компании. Но самое основное то, что импортер почти на 100% рискует остаться без возврата таможенных обеспечений, и в случае проигрыша в суде (или установки свыше) — разориться.
Документом предлагается дополнить статьи 153 и 155 ФЗ от 27 ноября 2010 года №311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» нормами, предусматривающими информационное взаимодействие таможенных органов с банками в электронном виде.
Все это позволяет таможенным органам в одностороннем бесспорном порядке списывать со счетов участников ВЭД таможенные платежи, недоимки, пени, штрафы (получается так, ФТС сначала снимет денежные средства, а потом ты отстаивай-доказывай, что все сделал по закону м что ввозимый товар стоит меньше, чем установила ФТС).
В целом, на сегодняшний день, у участников ВЭД нет четкой и объективной позиции, как работать с органами, и, вероятнее всего, понимание правил «игры» появится не ранее середины апреля 2016 года. Сейчас в ФТС происходит полное обновление базы СУР (система управления рисками), и на часть групп уже подняли стоимостные риски в 2-3 раза (это группа мебели и светильников), обычно такое происходит, когда государство лоббирует новые открывающиеся предприятия промышленности в стране.
В итоге, конечно же, все увеличения СУРа и ужесточение системы, избыточность документооборота и прочее, в совокупности с коррупционными «откатами» приведет к перекладыванию на плечи конечного потребителя всех издержек участников ВЭД, что увеличит себестоимость продукции в разы. Соответственно покупатель будет искать аналоги местных производителей, но скорее всего, столкнется с отсутствием выбора и качества того, что смогут предложить местные производители. Наверное, эта проблема в перспективе ведет и к потере привлекательности России для иностранного бизнеса.
Получая обратную связь от партнеров и участников ВЭД из различных регионов, можно выявить несколько основных тенденций. Первая — повсеместная реализация запрета подачи «ниже риска» и ужесточение таможенного контроля по стоимости товара. Вторая — импортеры экспериментируют, ЦЭДы сдали позиции, поэтому «пробивают» Белоруссию. Третья — участники ВЭД готовятся к массовому вступлению в судебные тяжбы.