Доставка грузов из Китая   ·   Регулярный LCL-сервис для импортеров и поставщиков маркетплейсов   >>>

8-800-555-46-53
Бесплатный номер для звонков в России
+86 400-664-2203
Единый номер в Китае

История успеха: как Чэн Вэй и сервис такси Didi Chuxing победили Uber в Китае. Часть 1

11 октября 2016 9878 SCS Group

Чэн Вэй — основатель и исполнительный директор Didi Chuxing (китайского сервиса такси и заказа авто, аналога Uber). В свои 33 года занимает 223-ю строку в списке миллиардеров Forbes в Китае. После 8 лет работы в Alibaba и Alipay в 2012 основал Didi Dache. Позже компания объединилась с Kuaidi Dache, превратившись в нынешнюю Didi Chuxing. В августе 2016 года Didi Chuxing и его руководитель прославились тем, что приобрели бизнес Uber в Поднебесной.

Китайский мобильный сервис Didi позволяет пользователям заказывать и оплачивать такси, частные автомобили, лимузины и даже пригородные автобусы. За 4 года существования компания расширила географию работы до 400 китайских городов. По словам Чэн Вэй, 80% всех таксистов в Китае пользуются Didi Chuxing для поиска пассажиров. Сами пассажиры также оценили преимущества сервиса и с успехом используют его особенно в час-пик, когда поймать такси невозможно. Сегодня компания оценивается в 35 млрд долл., что делает ее одной из самых ценных частных компаний в мире. Uber, присутствующий почти в 500 городах на шести континентах, стоит 68 млрд долл.

Основатель Didi Chuxing родился в Цзянси, китайской восточной провинции, известной, как колыбель коммунистической революции Мао Цзэдуна, в семье чиновника и учительницы математики. Чэн говорит, что в средней школе математика была его коньком, но во время вступительных экзаменов в вуз он забыл перевернуть последнюю страницу теста, оставив три вопроса без ответа. В итоге — получил более низкий бал и попал в Пекинский Университет химических технологий, который не входит в верхний эшелон китайских вузов и считается не таким престижным. Хотя Чэн планировал, что займется сферой информационных технологий, он приступил к изучению управления бизнесом. 

Как и многие китайские студенты, на последних курсах Чэн Вэй начал работать. Проработав какое-то время агентом по страхованию жизни, так и не продал ни одной страховки — в том числе и одному из университетских преподавателей, даже собака которого имела страховку, вспоминает Чэн. На ярмарке вакансий он подал заявку на должность помощника менеджера в организации, позиционирующей себя в качестве «известной китайской компании в области здравоохранения». Но когда он появился в их офисе, обнаружил, что на самом деле это была сеть салонов массажа. «Вот почему мы редко рекламируют Didi», — говорит Чэн. — «Потому что я считаю это все лохотроном».

В 22 года, в 2005 году сразу после окончания обучения, Чэн Вэй получил работу начального уровня в Alibaba, в отделе продаж, с заработной платой 1500 юаней (225 долл.) в месяц. Несмотря на фиаско в сфере страхования, Чэн демонстрировал неплохие результаты и был отмечен руководителем Ван Ганом.

Однако значительных повышений не было, и компания не смогла удовлетворить амбиции будущего предпринимателя. В 2011 году Ван и Чэн с единомышленниками активно обсуждали возможности для запуска нового бизнеса, перебирая идеи и примеры других стартапов в сфере образования, ресторанного бизнеса, декора интерьера, online-сервиса такси. Внимание Чэна привлекла одна иностранная компания, опыт которой мог быть использован в Китае. Нет, это был не Uber. Вдохновением стал Hailo — британский сервис онлайн-заказа такси.

В 2012 году Чэн покидает Alibaba, как и Ван, который становится главным инвестором в новой компании, выделив на запуск стартапа 800 000 юаней. (Сегодня доля господина Вана в Didi Chuxing оценивается в 1 млрд долл.). Чэн вместе с бывшими коллегами из Alibaba занимают офис в 100 кв. м и начинают работу. Для компании выбрано запоминающееся название – Didi Dache (滴滴打车), «бип-бип вызов такси».

В первое время стартапу приходилось непросто в борьбе с дюженой аналогичных сервисов, появившихся в то же время. Один из них делал ставку на частные автомобили, другой — предлагал водителям такси смартфон с дорогим приложением. Didi пошел другим путем и стал распространять среди водителей такси бесплатное мобильное приложение.

Но значительную роль в судьбе Didi сыграл случай, когда в конце 2012 года во время эпического снегопада в Пекине было невозможно поймать такси на улице и жители обратились к приложению. Число заказов за один день впервые превысило 1000. «Если бы не тот снег, может, Didi не был бы здесь сегодня», — говорит Чэн.

← Вернуться к списку


Другие публикации автора

Похожие записи